|   Home  |   About RW5C  |   Photo Gallery  |   QSL Info  |   Links  |  Guest book  |  
 
Особенности эксплуатации мачты УНЖА

Как и обещал, пишу о том, как я устанавливал и эксплуатирую свою мачту УНЖА. Наконец мачта была приобретена, секции подняты на чердак дома на лифте (по 2-е штуки за ходку), подъемник и лебёдки с оттяжками уложены в гараже. Фото

Пришла весна… Встал вопрос – как же поднимать станок УНЖИ, имеющий длину 3.5 метра, на крышу моего 16-ти этажного дома? Было решено – пилить! Распилил подъемник пополам обычной ножовкой по металлу за 40 минут (сломал 1 полотно). С братом на лифте подняли обе половинки на последний этаж и вынесли их на крышу.

Кстати, как радиолюбителю мне повезло, я живу на последнем этаже!

Половинки подъемника скреплены между собой стальными уголками 40х40х4мм, длиной 300мм каждый. В поручни вставлены стальные трубы ? дюйма (немного проточены). Фото

На следующий день на крышу были вынесены 6 секций мачты… Всё это железное хозяйство было по мере возможности очищено от старой краски и ржавчины и покрыто Ярославской краской «по ржавчине» в 2 слоя.

Для крепления оттяжек мачты к крыше я использовал шпильки с резьбой М12 с заваренной петлей сверху, длиной 180мм, такие продаются на строительных рынках, где продают такелаж... Я пробурил перфоратором горизонтальную плиту бортика крыши насквозь (отверстие диаметром 14 мм, глубина в месте бурения примерно 150 мм), вставил шпильку, снизу большая шайба и гайка... Ярусов растяжек у меня 2 (+1 для растяжки подъемника), по 3 растяжки в каждом. Шпилек 6, по одной на растяжку и соответственно талрепы М12. Шпильки оттяжек одной стороны (это то место, куда сходятся 2-е оттяжки, одна от верхнего яруса, вторая от нижнего) разнесены друг относительно друга метра на 2. Измерял размахом своих рук :)

Измерив длину секции мачты, сложив все длины и проведя простейшие расчеты по теореме Пифагора, нашел длину оттяжек первого и второго ярусов. Прямо на крыше размотал трос с катушек УНЖИ и порубил его на нужное количество кусков по 3 метра (расстояние между изоляторами выбрал около 2.5-2.6 метра).

Изоляторы были приобретены с рук в количестве 70-ти штук, с запасом на 2-ю УНЖУ. Изготовление оттяжек простая но муторная работа, трос у УНЖи 7-ми миллиметровый, гнётся не так уж легко, на концах распушается, пальцы прокалывал не раз… Крепление всё теме же финскими (хотя кто их сейчас только не делает) хомутами №8 (для троса 6-8 мм). Изоляторов на верхний ярус ушло 7х3=21, на нижний 5х3=15. Оттяжки весят килограмм 40, если не больше…

В связи с тем, что у меня не было штатной опорной плиты от УНЖи я поступил следующим образом…

Купил 3 мешка смеси песок + цемент по 50 кг, сделал опалубку 800х800х150мм из доски 15 мм, скрепил саморезами по углам. Носил на крышу воду и месил цемент в тазу, ДОБАВЛЯЛ ЩЕЛОЧ - ЖИДКОЕ СТЕКЛО (совсем немного, нужно для водоотталкивания и быстрого застывания цемента – есть на строительных рынках), заливал в опалубку, кидая в смесь всякую гадость имевшуюся на крыше (куски проволоки "рабица", гвозди, болты и прочее. Короче сделал из цемента опорную плиту - залита прям по месту. Не крепится к крыше ни как, и так не сдвинешь! Подъемник стоит на этой плите и крепится к ней 2-мя анкерными болтами, только для того, чтобы не поплыл... А к тому же подъемник притянут ярусом растяжек к имевшимся сквозным анкерам сквозь крышу. Фото

Подъем подъемника в вертикальное положение автомобильной лебедкой. Нужно 2 человека… Поднимаем подъемник руками до уровня 30 градусов, подставляем под него что-нибудь, далее тянем лебедкой, а второй человек просто поддерживает подъемник от "уходов" влево, вправо. Низ подъемника не поедет, он утяжелен лебёдкой и подъемным столом.

Подъемник был поднят, я сразу рядом с ним сфотографировался.

Ну а подъем мачты – дело техники, вставляем секцию и крутим лебедку. Однако руками крутить ручку лебёдки долго. Сейчас продаются двигатели СЭР для вращения лебёдки УНЖи, но они стоят около 3000 рублей. Опять же денег стало жалко и я нашел другой способ. В валу, к которому присоединяется двигатель СЭР, я сделал вертикальный пропил болгаркой, ширина пропила 4мм. Вместо двигателя СЭР использую перфоратор Kress PXC-750 с вставленной в него плоской лопаткой для штробления стен! Очень просто и удобно! За идею насчет дрели/перфоратора спасибо Диме, RA3AQ. Через все секции мачты продет стальной трос, закрепленный к макушке верхней секции и свободно проходящий сквозь все секции. После подъёма мачты он сильно натягивается и крепится к подъёмнику, к анкерам, торчащим из крыши и т.п. Нужен для того, чтобы при падении (не дай Бог этому случиться) мачта не рассыпалась на отдельные сегменты, а согнулась как удочка! За идею с тросом благодарю Николая, UA3DX. Оттяжки мачты нельзя натягивать с большим усилием (как струны), потому что при смене температур трос так или иначе изменяет свои свойства, сжимается, растягивается…

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Вот в принципе и всё. Если что-то ещё вспомню – напишу…


Last Date Modified: 26 december 2005
|   Home  |   About RW5C  |   Photo Gallery  |   QSL Info  |   Links  |  Guest book  |  
© 2002 by RW5C