Как и обещал, пишу о том, как я устанавливал и эксплуатирую свою мачту УНЖА.
Наконец мачта была приобретена, секции подняты на чердак дома на лифте (по 2-е штуки за ходку),
подъемник и лебёдки с оттяжками уложены в гараже. Фото
Пришла весна… Встал вопрос – как же поднимать станок УНЖИ, имеющий длину 3.5 метра,
на крышу моего 16-ти этажного дома? Было решено – пилить!
Распилил подъемник пополам обычной ножовкой по металлу за 40 минут (сломал 1 полотно).
С братом на лифте подняли обе половинки на последний этаж и вынесли их на крышу.
Кстати, как радиолюбителю мне повезло, я живу на последнем этаже!
Половинки подъемника скреплены между собой стальными уголками 40х40х4мм, длиной 300мм каждый.
В поручни вставлены стальные трубы ? дюйма (немного проточены). Фото
На следующий день на крышу были вынесены 6 секций мачты…
Всё это железное хозяйство было по мере возможности очищено от старой краски и ржавчины и покрыто
Ярославской краской «по ржавчине» в 2 слоя.
Для крепления оттяжек мачты к крыше я использовал шпильки с резьбой М12 с заваренной петлей сверху,
длиной 180мм, такие продаются на строительных рынках, где продают такелаж...
Я пробурил перфоратором горизонтальную плиту бортика крыши насквозь (отверстие диаметром 14 мм,
глубина в месте бурения примерно 150 мм), вставил шпильку, снизу большая шайба и гайка...
Ярусов растяжек у меня 2 (+1 для растяжки подъемника), по 3 растяжки в каждом. Шпилек 6,
по одной на растяжку и соответственно талрепы М12. Шпильки оттяжек одной стороны (это то место,
куда сходятся 2-е оттяжки, одна от верхнего яруса, вторая от нижнего) разнесены друг относительно
друга метра на 2. Измерял размахом своих рук :)
Измерив длину секции мачты, сложив все длины и проведя простейшие расчеты по теореме Пифагора,
нашел длину оттяжек первого и второго ярусов. Прямо на крыше размотал трос с катушек УНЖИ и порубил
его на нужное количество кусков по 3 метра (расстояние между изоляторами выбрал около 2.5-2.6 метра).
Изоляторы были приобретены с рук в количестве 70-ти штук, с запасом на 2-ю УНЖУ.
Изготовление оттяжек простая но муторная работа, трос у УНЖи 7-ми миллиметровый,
гнётся не так уж легко, на концах распушается, пальцы прокалывал не раз… Крепление всё теме же финскими
(хотя кто их сейчас только не делает) хомутами №8 (для троса 6-8 мм). Изоляторов на верхний ярус ушло 7х3=21,
на нижний 5х3=15. Оттяжки весят килограмм 40, если не больше…
В связи с тем, что у меня не было штатной опорной плиты от УНЖи я поступил следующим образом…
Купил 3 мешка смеси песок + цемент по 50 кг, сделал опалубку 800х800х150мм из доски 15 мм, скрепил
саморезами по углам. Носил на крышу воду и месил цемент в тазу, ДОБАВЛЯЛ ЩЕЛОЧ - ЖИДКОЕ СТЕКЛО (совсем немного,
нужно для водоотталкивания и быстрого застывания цемента – есть на строительных рынках), заливал в опалубку, кидая
в смесь всякую гадость имевшуюся на крыше (куски проволоки "рабица", гвозди, болты и прочее. Короче сделал из цемента
опорную плиту - залита прям по месту. Не крепится к крыше ни как, и так не сдвинешь! Подъемник стоит на этой плите и
крепится к ней 2-мя анкерными болтами, только для того, чтобы не поплыл... А к тому же подъемник притянут ярусом растяжек
к имевшимся сквозным анкерам сквозь крышу. Фото
Подъем подъемника в вертикальное положение автомобильной лебедкой. Нужно 2 человека… Поднимаем подъемник руками
до уровня 30 градусов, подставляем под него что-нибудь, далее тянем лебедкой, а второй человек просто поддерживает
подъемник от "уходов" влево, вправо. Низ подъемника не поедет, он утяжелен лебёдкой и подъемным столом.
Подъемник был поднят, я сразу рядом с ним сфотографировался.
Ну а подъем мачты – дело техники, вставляем секцию и крутим лебедку.
Однако руками крутить ручку лебёдки долго. Сейчас продаются двигатели СЭР для вращения лебёдки УНЖи, но они стоят около 3000 рублей. Опять же денег стало жалко и я нашел другой способ. В валу, к которому присоединяется двигатель СЭР, я сделал вертикальный пропил болгаркой, ширина пропила 4мм. Вместо двигателя СЭР использую перфоратор Kress PXC-750 с вставленной в него плоской лопаткой для штробления стен! Очень просто и удобно! За идею насчет дрели/перфоратора спасибо Диме, RA3AQ.
Через все секции мачты продет стальной трос, закрепленный к макушке верхней секции и свободно проходящий сквозь все секции. После подъёма мачты он сильно натягивается и крепится к подъёмнику, к анкерам, торчащим из крыши и т.п. Нужен для того, чтобы при падении (не дай Бог этому случиться) мачта не рассыпалась на отдельные сегменты, а согнулась как удочка! За идею с тросом благодарю Николая, UA3DX.
Оттяжки мачты нельзя натягивать с большим усилием (как струны), потому что при смене температур трос так или иначе изменяет свои свойства, сжимается, растягивается…
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Вот в принципе и всё. Если что-то ещё вспомню – напишу… |